Специальные жидкости |
Для чего предназначены специальные жидкости
Для обеспечения работы систем и механизмов на технике применяются весьма разнообразные специальные жидкости. К специальным жидкостям относятся нефтяные или синтетические жидкости для использования в качестве рабочего тела, хладагента, растворителя. В зависимости от предназначения специальные жидкости подразделяются на гидравлические, амортизаторные, тормозные, охлаждающие, пусковые и антиобледенительные. По условиям работы в системах и требованиям к качеству гидравлические, амортизаторные, тормозные жидкости могут быть сведены в группу жидкостей для гидравлических систем.
Гидравлические жидкости
Гидравлические жидкости – это жидкости для гидроприводов сервомеханизмов и гидропередач. В зависимости от условий эксплуатации гидравлического устройства гидравлические жидкости можно условно разделить на жидкости для авиационной, наземной и морской техники.
Амортизаторные жидкости
Амортизаторные жидкости предназначены для гашения механических колебаний путем поглощения кинематической энергии движущихся масс в амортизаторах различных типов.
Тормозные жидкости
Тормозные жидкости предназначены для гидросистем тормозов автомобильной техники. В зависимости от состава тормозные жидкости подразделяются на жидкости гликолевого основания (ГТЖ-22М, «Нева», «Томь») и спиртокасторовые (БСК, АСК и др.). Тормозные жидкости гликолевого основания и спиртокасторовые смешивать нельзя.
Охлаждающие жидкости
Нормальный тепловой режим двигателя, как известно, обеспечивается отводом тепла жидкостью или воздухом. Большинство двигателей имеет жидкостные системы охлаждения. Исходя из назначения и условий работы, охлаждающие жидкости должны иметь высокую теплоемкость и теплопроводность, хорошо прокачиваться в широком диапазоне температур, не образовывать отложений на поверхности систем охлаждения. Охлаждающие жидкости не должны замерзать и кипеть при всех рабочих температурах двигателя, воспламеняться, вызывать коррозию металлов и сплавов, а также разрушать неметаллические материалы системы охлаждения. Они должны обладать минимальной испаряемостью, быть безопасными в обращении, дешевыми и недефицитными.
Пусковые и антиобледенительные жидкости
При полетах самолета в условиях отрицательных температур и влажной атмосферы, взвешенные в ней переохлажденные водяные капли при соприкосновении с поверхностью летательных аппаратов могут мгновенно выкристаллизовываться и образовывать наросты льда. Наибольшие отложения наблюдаются на передних кромках крыльев, хвостовом оперении, воздушном винте, фонаре кабины летчика и карбюраторе. При этом резко ухудшаются аэродинамические свойства самолета, видимость и управляемость. Для борьбы с обледенением самолета применяют механические и химические методы.
Одним из наиболее распространенных способов борьбы с обледенением является подача антиобледенительной жидкости на наиболее ответственные участки, где жидкость растворяет кристаллы льда, образуя при этом растворы с низкой температурой замерзания.
Антиобледенительные жидкости должны отвечать следующим требованиям:
- иметь низкую температуру замерзания и малую вязкость при низких температурах;
- быстро растворять отложения льда и образовывать с водой низко застывающие растворы;
- хорошо смазывать поверхности защищаемых деталей, не корродировать аппаратуру и системы;
- быть стабильными при эксплуатации и при длительном хранении, безопасными в обращении, не вызывать потемнения стекла окон кабины и не давать оптических искажений.
Даже очень хорошие топлива не могут обеспечить одновременно пуск двигателей при низких температурах, и бесперебойную работу прогретого двигателя. В связи с этим все более широкое применение получают специальные жидкости для облегчения пуска двигателя при низких температурах. Такие специальные жидкости называют пусковые.