Амортизаторные жидкости |
Амортизаторные жидкости и их характеристики
Амортизаторы, установленные на автомобилях, предназначены для гашения колебаний кузова на упругих элементах подвески, они делают ход автомобиля плавным даже при движении по бездорожью. Амортизаторные жидкости являются рабочей средой в гидравлических амортизаторах рычажно-кулачкового и телескопического типа, а также в телескопических стойках.
Основным показателем амортизаторных жидкостей является кинематическая вязкость при положительных и отрицательных температурах. Так, при температуре -20 °С вязкость не должна превышать 800 мм.кв/с. При более высокой вязкости работа амортизаторов резко ухудшается и происходит блокировка подвески.
Амортизаторные жидкости должны обладать хорошими смазывающими свойствами, обеспечивая достаточную износостойкость амортизаторов, не должны быть склонны к ценообразованию, так как это снижает энергоемкость амортизатора и нарушает условия смазывания пар трения.
Также важными характеристиками амортизаторных жидкостей являются стабильность против окисления, механическая стабильность, испаряемость и совместимость с резиновыми уплотнениями.
Амортизаторные жидкости представляют собой маловязкую нефтяную основу, содержащую, как правило, вязкостную, депрессорную, антиокислительную, противоизносную, диспергирующую и антипенную присадки.
Выпускают несколько марок амортизаторных жидкостей:
Амортизаторная жидкость АЖ-12Т
Амортизаторная жидкость АЖ-12Т (ГОСТ 23008-78) - смесь нефтяного масла глубокой селективной очистки из сернистого сырья и полиэтилсилоксановой жидкости с противоизносной и антиокислительной присадками. Применяют в качестве рабочей жидкости в амортизаторах грузовых автомобилей и специальной техники.
Амортизаторная жидкость АЖ-12Т обладает хорошей термоокислительной и механической стабильностью в условиях частых переменных нагрузок, повышенных температур и давлений. Вязкость жидкости АЖ-12Т при 50 град. не ниже 12 мм.кв/сек. Амортизаторная жидкость АЖ-12Т широко применяется в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах наземных машин и в гидросистемах гидрокранов. Она работоспособна в диапазоне температур от минус 50 до плюс 140 град.
Амортизаторная жидкость 169-36
Амортизаторная жидкость 169-36 предназначена для тяжело нагруженных амортизаторов. Она представляет собой полидисперсную смесь олигоорганосилоксанов, обладает улучшенными термоокислительными и противозадирными свойствами, требует при применении совместимых с ней резин. Диапазон применения жидкости 169-36 от минус 50 до плюс 250 град.
Амортизаторная жидкость МГП-12
Амортизаторная жидкость МГП-12 ("Славол-АЖ") (ТУ 38.301-29-40-97) разработана взамен жидкости МГП-10 (ОСТ 38.1.54-74). Это маловязкая низкозастывающая нефтяная основа, в которую введены депрессорная, диспергирующая, противоизносная, антиокислительная и антипенная присадки.
Применяют в качестве рабочей жидкости в телескопических стойках и амортизаторах грузовых и легковых автомобилей.
Амортизаторная жидкость ГРЖ-12
Амортизаторная жидкость ГРЖ-12 (ТУ 0253-048-05767-924-96) - смесь очищенных трансформаторного и веретенного дистиллятов с добавлением депрессорной, антиокислительной, противоизносной и антипенной присадок.
Применяют в амортизаторах и телескопических стойках автомобильной техники.
В гидравлических амортизаторах автомобилей иногда применяют нефтяные дистиллятные масла (веретенное АУ, гидравлическое АУП) и смеси масел турбинного и трансформаторного (1:1). Однако эти масла и маслосмеси обладают неудовлетворительными вязкостно-температурными свойствами в области отрицательных температур и недостаточной термоокислительной стабильностью.
В гидравлических лопастных амортизаторах гусеничных машин часто применяют загущенные трансмиссионные масла ТСп-10, смеси ТСЗп-8 с МТ-16п или М-16ИХП-3.
В качестве амортизаторных жидкостей находят ограниченное применение также спиртоглицериновая смесь 90/10 (90% глицерина, 10% спирта) – в амортизаторах гусеничных машин и спиртоводоглицериновая жидкость АМ-70/10 (70% глицерина, 20% спирта, 10% воды) – в амортизаторных стойках самолета АН-14.