Тормозные жидкости |
Что такое тормозные жидкости
Основное назначение тормозной жидкости - передача энергии от главного тормозного цилиндра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.
Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа, а температура тормозной жидкости в дисковых тормозах поднимается до 150-190 °С. В результате постоянных колебаний температуры, в тормозную систему через резиновые уплотнения проникает атмосферная влага. При этом тормозная жидкость "увлажняется" и соответственно, снижается ее температура кипения.
Если в процессе эксплуатации температура кипения тормозной жидкости становится ниже 150 °С, то при высоких скоростях движения и интенсивных торможениях создается опасность ее "закипания". При этом в жидкости выделяются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к отказу тормозов и возможности аварии.
Температура кипения тормозной жидкости - важнейший показатель, определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов.
При эксплуатации вследствие обводнения температура кипения тормозной жидкости неизбежно снижается, поэтому наряду с температурой кипения "сухой" тормозной жидкости определяют температуру кипения "увлажненной" жидкости, содержащей 3,5 % воды.
Температура кипения "увлажненной" жидкости косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля.
В последние годы основным направлением в улучшении качества тормозных жидкостей являлось увеличение температуры кипения, особенно в "увлажненном" состоянии. Это следует из данных, приведенных в таблице.
Температуры кипения "сухих" и "увлажненных" тормозных жидкостей
Марка жидкости Температура кипения, Температура кипения
"сухой" жидкости, °С "увлажненной" жидкости, °С
"Нева" 195 138
"Томь" (ДОТ-3) 220 155
"Роса" (ДОТ-4) 260 165
Тормозные жидкости должны обладать хорошими вязкостно-температурными характеристиками, антикоррозионными, смазывающими свойствами, достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями, стабильностью при высоких и низких температурах.
Современные тормозные жидкости представляют собой смеси различных эфиров с низкомолекулярными полимерами с добавлением антикоррозионных и антиокислительных присадок.
Тормозная жидкость ГТЖ-22м
Тормозная жидкость ГТЖ-22м во времена СССР являлась одной из основных марок тормозных жидкостей гидроприводов тормозов автомобилей. Она представляет собой смесь диэтиленгликоля, этилкарбитола, этилцелюзольва, эфира ЛЗ-ЭК с добавлением антикоррозионной, защитной присадок и красителя. Тормозная жидкость ГТЖ-22м – желто-зеленого цвета. Тормозная жидкость ГТЖ-22м обладает хорошими противоизносными и антикоррозионными свойствами, работоспособна во всех климатических зонах, кроме районов с очень холодным климатом, работает в контакте с резиной. Тормозная жидкость ГТЖ-22м требует осторожности в обращении, она ядовита.
Тормозная жидкость "Нева"
Тормозная жидкость "Нева" (ТУ 6-01-1163-78) - композиция на основе этилкарбитола, состоит из смеси гликолей и полигликолей, содержит противоизносную, антиокислительную, загущающую и антикоррозионные присадки. Тормозная жидкость "Нева" прозрачная, однородная, от светло-желтого до желтого цвета. Кинематическая вязкость тормозной жидкости "Нева" при температуре 50 град не менее 5 мм.кв/с, температура застывания ниже минус 60 град. Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40...+45 °С, ядовита. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей (выпуска до 1985 г.), в том числе и эксплуатирующихся в условиях очень низких температур. Срок службы - не более одного года.
Тормозная жидкость "Томь"
Тормозная жидкость "Томь" (ТУ 6-01-1276-82) разработана взамен тормозной жидкости "Нева". Композиция на основе этилкарбитола и бор-содержащего полиэфира, содержит загущающую и антикоррозионную присадки, ядовита. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем "Нева", более высокую температуру кипения. Тормозная жидкость "Томь" совместима с "Невой" при смешивании в любых соотношениях.
Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений всех моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением переднеприводных автомобилей ВАЗ. Срок службы жидкости "Томь" - 2 года.