Применение пластичных смазок |
Применение пластичных смазок в узлах трения
Пластичные смазки применяют: для открытых или трудно герметизируемых узлов трения; для узлов трения с ограниченным доступом к ним, работающих длительное время без смены смазки; для консервации металлических поверхностей машин, агрегатов и изделий; для уплотнения штуцеров, кранов и соединений топливопроводов, маслопроводов, газопроводов и для технологических процессов при обработке металлов.
К числу типичных узлов трения, смазываемых пластичными смазками, относятся узлы трения шасси и управления автомобилей, ходовой части тракторов, танков, шарнирные соединения механизмов управления и взлетно-посадочных устройств самолетов. Смазки широко применяются во многих аэронавигационных и контрольно-измерительных приборах, устанавливаемых на самолетах, вертолетах и артиллерийских установках.
Возможность широкого использования, малый расход, хорошие эксплуатационные свойства делают пластичные смазки весьма перспективными смазочными материалами.
Недостатки, влияющие на применение пластичных смазок
Вместе с тем смазки имеют недостатки, ограничивающие область их применения. Пластичные смазки удерживают во взвешенном состоянии металлические частицы износа трущихся деталей и другие механические примеси, которые, попадая на трущиеся поверхности, вызывают абразивный износ. Многие из смазок при нагревании быстро размягчаются или, наоборот, затвердевают, теряя пластичные свойства. Ряд смазок сильно затвердевает при охлаждении. Смазки плохо отводят тепло от смазываемых деталей.
Зависимость применения пластичных смазок от эксплуатационных свойств
Возможность применения пластичных смазок зависит от их эксплуатационных свойств, которые определяются составом смазок. Жидкая фаза в большинстве смазок составляет наибольшую часть от 75 до 90%. Загустители обычно меньше (до 25%). Во многих смазках в небольших количествах содержатся вещества, улучшающие их структуру, стабильность, противоизносные, адгезионные и другие свойства.
В качестве жидкой фазы большинства смазок используются нефтяные масла. Смазки, получаемые на нефтяных маслах, недефицитны, многие из них обладают рядом преимуществ по сравнению со смазками на синтетических продуктах. Вязкость используемых для производства смазок колеблется в широких пределах – от маловязких масел типа МВП и трансформаторного до остаточных масел высокой вязкости, таких как, МС-20, цилиндровое 52 и т.п. Однако основное количество смазок готовится на маслах вязкостью до 10 мм.кв/сек при 100 град..
Для особо жестких условий работы (при низких и высоких температурах, при контакте с агрессивными продуктами) применяют смазки, жидкую фазу которых составляют продукты органического синтеза. Эти смазки производятся ограничено. Лишь отдельные марки из них, используемые в летательных аппаратах и других изделиях, можно назвать массовыми.
Для производства этих смазок наиболее часто используют полисилоксаны, сложные эфиры, полифениловые эфиры, полиалкиленгликоли, галоидопроизводные углеводородов, синтетические углеводороды.
Полисилоксаны представляют собой полимерные соединения, которые состоят из молекул, содержащих в основной цепи чередующиеся атомы кремния и кислорода (остальные валентности кремния замещены различными органическими радикалами). Они широко используются для получения смазок, применяющихся при высоких температурах. К достоинствам полисилоксанов относится их низкая испаряемость. Они слабо взаимодействуют с резиной и пластмассами. Недостатком полисилоксанов являются низкие противоизносные свойства.
Сложные эфиры получают взаимодействием двухосновных органических кислот с алифатическими спиртами изостроения. Последнее необходимо для улучшения низкотемпературных характеристик жидкостей. Сложные эфиры по вязкостно-температурным свойствам и термической стабильности занимают промежуточное положение между полисилоксанами и нефтяными маслами. Недостатком сложных эфиров является их низкая водостойкость – вода гидролизирует сложные эфиры. Кроме того, они сильно воздействуют на резину, краски и другие уплотнительные и защитные материалы.