пластичная смазка |
Что представляет собой пластичная смазка
Пластичная смазка при обычных температурах представляет собой коллоидную структурированную систему. Внешне пластичная смазка - мазеобразное вещество, от светло-желтого (иногда белого) до темно-коричневого и черного цвета. Пластичная смазка сочетает в себе свойства твердых тел и жидкостей и состоит из жидкой среды и загустителя. Загуститель образует структурный каркас. Наличие каркаса придает смазке свойство твердого тела - способность упруго деформировать. Однако при увеличении нагрузки каркас смазки разрушается, и она начинает течь, проявляя свойства, наиболее характерны для жидкости.
Таким образом, пластичным смазкам присущи свойства, как твердого тела, так и жидкости. Это позволяет говорить, что по агрегатному состоянию они занимают промежуточное положение между жидкостями и твердыми веществами.
Определения пластичных смазок
На способности смазок проявлять свойства жидких и твердых веществ основывается одно из терминологических определений пластичных смазок. Согласно этому пластичная смазка – вещество, которое при малых нагрузках проявляет свойство твердого тела, при некоторой критической нагрузке начинает пластично деформироваться (течь, подобно жидкости), а после снятия нагрузки вновь приобретает свойства твердого тела.
Отражение в данном определении лишь внешних проявлений некоторых, хотя и весьма существенных, свойств пластичных смазок обусловило большее распространение другого определения. Оно характеризует смазки как дисперсную среду, относящуюся к псевдо-гелям. В соответствии с этим определением пластичная смазка это мазеподобное вещество, состоящее из дисперсионной (жидкой) среды, которая удерживается в ячейках структурного каркаса, образованного частицами дисперсной фазы (загустителя).
Однако и это определение не в полной мере характеризует состав и предназначение пластичных смазок. В настоящее время под пластичной смазкой понимается нефтепродукт или синтетический продукт, отличающийся наличием структурного каркаса, образованного частицами загустителя, в ячейки которого заключено масло, и предназначенный для снижения износа трущихся поверхностей, консервации изделий, герметизации уплотнений и соединений.
По объему производства пластичные смазки уступают смазочным маслам. В различных странах на их долю приходится от 4 до 15% общего выпуска смазочных материалов. Однако число механизмов и узлов трения, смазываемых пластичными смазками, значительно больше, чем маслами. Это обеспечивается малым расходом пластичных смазок. В большинстве механизмов количество смазки, вводимое в узел трения, исчисляется в граммах, а иногда и в миллиграммах. К тому же сроки смены смазок обычно гораздо больше, чем масел. В ряде узлов смазки меняют через несколько тысяч часов работы, что нередко соответствует полному сроку службы механизмов.
При применении пластичных смазок, как правило, отсутствует необходимость в герметизации узлов трения, а также в устройствах для подачи смазочного материала (масляных насосах, фильтрах, трубопроводах). Это позволяет упростить конструкцию, уменьшить ее массу, повысить надежность. Не случайно в новейших отраслях техники (космонавтике, электронике, атомной энергетике …) стремятся применять исключительно пластичные смазки и твердые смазочные материалы.
Преимущества пластичных смазок
Как смазочные материалы пластичные смазки обладают целым рядом преимуществ по сравнению с маслами. Они не вытекают под действием собственной массы из открытых узлов трения, более надежно предохраняют от загрязнений, воздействия влаги и различных коррозионно-агрессивных продуктов. При применении смазок затраты на смазочные материалы значительно меньше, чем минеральных масел. В некоторых узлах трения пластичная смазка снижает шум и вибрацию.