-->

Снабжение горючим Красной Армии во время гражданской войны


На броневике
На броневике



Как во время гражданской войны шло снабжение горючим Красной Армии. Первые трудности, экономия нефтепродуктов и борьба с топливным кризисом.



Гражданская война и трудности в снабжении горючим


Шел 1918 год. Царской России пришел конец, за ней Временному правительству. К власти пришли большевики. Как оказалось, не все этому были рады, в стране началась гражданская война. Утром «красные», в обед «белые», к вечеру «зеленые».

Создавая Красную Армию, Ленин и компания уделяли огромное внимание вопросам снабжения ее горючим. 20 июля 1918 года Совнарком РСФСР утвердил «Декрет о национализации нефтяной промышленности».

Но, несмотря на самые решительные меры, положение с горючим в стране было очень тяжелым. Интервенты и белогвардейцы захватили Бакинский, Грозненский, Урало-Эмбинский нефтяные районы, перерезали пути подвоза нефтепродуктов в центральные районы России.

Красная Армия испытывала острый недостаток в жидком топливе, хотя на ее вооружении в конце 1918 года было всего 150 бронеавтомобилей и 435 исправных самолетов.

Придавая исключительно важное значение обеспечению армии горючим, Ленин 27 июня 1918 года подписал постановление, по которому все рабочие и служащие Главнефти объявлялись призванными на военную службу. Согласно этому постановлению все организации, включая военные, обязывались безоговорочно выполнять все распоряжения революционных органов, ведающих вопросами перевозки и распределения нефтепродуктов.

Экономия нефтепродуктов во время гражданской войны


Советское правительство уделяло также большое внимание экономии нефтепродуктов. Ленин лично занимался вопросами распределения горючего. 23 июля 1919 года в телеграмме Кирову он дал указание прекратить расходование топлива вспомогательными судами, чтобы сберечь его для будущих морских операций.

Запасы жидкого топлива убывали с катастрофической быстротой. По данным Главтопа на 1 мая 1919 года в стране оставалось всего около 7 млн. пудов нефти и мазута.

Армии не хватало бензина. Было принято правительственное решение о поисках его заменителей. По существу это были первые шаги советской химмотологии. Были разработаны рекомендации по замене бензина для автомобилей смесью керосина со спиртом, а также по использованию скипидара в качестве заменителя горючего. Над получением автобензина из солярового масла работал известный химик Н.Д. Зелинский. Однако все эти работы не могли восполнить запасы бензина, поскольку ресурсы его заменителей были невелики.

Гражданская война и топливный кризис


3 ноября 1919 года ЦК РКП(б) обратился ко всем партийным организациям с письмом Ленина «На борьбу с топливным кризисом», где говорилось, что «… надвигается именно из-за недостатка топлива настоящая катастрофа».

Выполняя указания вождя, защитники Астрахани прилагали все усилия для увеличения отправки жидкого топлива в центральные районы молодой Советской Республики. В районе Астраханского порта по инициативе Кирова было налажено получение нефтепродуктов из пропитанной нефтью земли, что дало несколько тысяч пудов нефти.

Была организована тайная доставка жидкого топлива из оккупированного интервентами Баку в Астрахань через каспийское море. Группы добровольцев по 3-5 человек на лодках с двойным дном перевозили горючее, рискуя своей жизнью, потому что белогвардейцы и интервенты за перевозку горючего в Астрахань расстреливали экипажи. По праву одним из первых героев службы горючего можно назвать матроса Степана Сторожука. Микоян сказал о нем на торжественном заседании Бакинского Совета, что он морем «повез первую лодочку с бензином в Астрахань для того, чтобы наши аэропланы могли дать отпор деникинским самолетам».

Share