![]() |
Классификации и маркировка моторных масел |
Значительные проблемы химмотологии горючего и смазочных материалов связаны с их унификацией. Реализация требований унификации в области моторных масел привела к созданию универсальных (единых) масел для карбюраторных двигателей и дизелей.
Как оценивается качество моторных масел
Качество моторных масел оценивается по ряду показателей, основными из которых являются вязкость, моющие и противокоррозионные свойства.
Вязкость характеризует текучесть масла и его способность обеспечивать жидкостное трение.
Моющие свойства - способность масла сохранять в мелкодисперсном состоянии образующиеся в нем при работе двигателя углеродные частицы, не допуская отложение их на деталях цилиндропоршневой группы.
Противокоррозионные свойства масла зависят, с одной стороны, от наличия в свежем масле органических кислот и образования неорганических кислот в масле при работе двигателя и, с другой стороны - от содержания в нем противокорозийних присадок.
Как классифицировали и маркировали моторные масла
В Советском Союзе велись интенсивные работы по созданию высококачественных масел. В результате этих работ произошли изменения не только в составе и свойствах масел, но и в области их классификации и маркировки.
До 1964 года за основу маркировки был принят способ производства масел. Например, буквы в марке масла АСЗп-6 означали: А - автотракторное масло, С – селективной очистки, З – загущенное, п – с присадками, цифра 6 – номинальная вязкость в мм.кв/с при 100 град.
В 1964 году была разработана классификация моторных масел, для удобства пользования которой масла маркировались по величине вязкости (цифрами) и по температурным режимам двигателей, их форсировке, качеству топлива (буквами А, Б, В, Г, Д, Е). Обозначение марок начиналось буквой М (моторное масло), за ней следовали цифры, характеризующие вязкость, и далее буква, соответствующая условиям применения, например, М-8-А, М-10-Г. Эта маркировка предполагала проведение унификации моторных масел. Однако впоследствии ввиду неспособности существующих тогда марок масел выполнять свои функции одновременно в карбюраторных двигателях и дизелях, а также сложности разработки универсальных масел маркировка была уточнена и гостирована. Вначале был принят ГОСТ 17479-72, а затем ГОСТ 17479.1-85.
Классификация и маркировка моторных масел по ГОСТ 17479.1-85
По ГОСТ 17479.1-85 моторные масла в зависимости от кинематической вязкости делят на классы. Дробное обозначение классов указывает, что вязкость масла при минус 18 град. соответствует классу, указанному в числителе, а при 100 град. – классу, указанному в знаменатели.
Классификация моторных масел по экслуатационным характеристикам
Клас вязкости Кинематичческая вязкость, мм.кв /с, при температуре
100°С Минус 18°С, не более
Зз Не менее 3,8 1250
4з Не менее 4,1 2600
5з Не менее 5,6 6000
6з Не менее 5,6 10400
6 5,6-7 —
8 7-9,5 —
10 9,5-11,5 —
12 11,5-13 —
14 13-15 —
16 15-18 —
20 18-23 —
Зз/8 7-9,5 1250
4з/6 5,6-7 2600
4з/8 7-9,5 2600
4з/10 9,5-11,5 6000
5з/10 9,5-11,5 6000
5з/12 11,5-13 6000
5з/14 13-15 6000
6з/10 9,5-11,5 10400
6з/14 13-15 10400
6з/16 15-18 10400
Соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и классификациии SAE
по ГОСТ 17479.1-85 по классификациии SAE
3з 5W
4з 10W
5з 15W
6з 20W
6 20
8 20
10 30
12 30
14 40
16 40
20 50
24 60
3з/8 5W/20
4з/6 10W/20
4з/8 10W/20
4з/10 10W/30
5з/10 15W/30
5з/12 15W/30
6з/10 20W/30
6з/14 20W/40
6з/16 20W/40