История службы ГСМ |
Борьба с топливным кризисом во время гражданской войны
Вопрос о нелегальной доставке горючего в Астрахань не сходил с повестки дня вплоть до вхождения Красной Армии в Баку и Грозный. В период с конца 1919 – начала 1920 гг. из Баку в Астрахань было нелегально перенаправлено 320 тонн нефти и 56 тонн смазочных масел.
Благодаря организаторской работе, жесткой экономии топлива, плановому распределению его запасов, организации нелегального вывоза нефти из Баку топливный голод не парализовал полностью транспорт и промышленность. Красная Армия и Красный Флот были обеспечены горючим. Но коренным образом топливная проблема была решена в апреле 1920 г. после освобождения основных нефтяных районов.
После гражданской войны перед молодой Советской Республикой встали задачи восстановления разрушенного войной и интервенцией народного хозяйства, укрепления обороноспособности первого в мире рабоче-крестьянского государства.
История создания службы снабжения горючим Красной Армии
После восстановления народного хозяйства, разрушенного 1 мировой и гражданской войнами, в стране был взят курс на быстрое развитие тяжелой индустрии и коллективного сельского хозяйства. За годы первых пятилеток СССР превратилась в крупную индустриальную державу, способную дать отпор любому агрессору.
В период индустриализации на вооружение Красной Армии начали поступать новые типы танков, самолетов, автомашин, боевых кораблей и другой военной техники. Энерговооруженность армии только за первую пятилетку возросла в три раза. В 1933 году на одного солдата приходилось уже 7,5 л.с. мощностей боевой техники.
С ростом оснащенности техникой быстро увеличивались потребности Красной Армии в горючем и смазочных материалах. Если в 1934 году годовая потребность Красной Армии в горючем и смазочных материалах составляла 712 тыс. тонн, то к началу войны она возросла до 2678 тыс. тонн, а номенклатура горюче-смазочных материалов составляла 60 наименований. До 1936 года обеспечение войск горючим осуществлялось через инженерную и бронетанковую службы.
Учитывая важность бесперебойного обеспечения войск горючим, Совнарком СССР 13 февраля 1936 года принял решение о сформировании в системе Народного Комиссариата Обороны Управления снабжения горючим (УСГ) и отделов снабжения горючим в военных округах. 17 февраля было сформировано УСГ в центре. Одновременно в округах были созданы отделы снабжения горючим (ОСГ).
17 февраля 1936 года является днем создания службы горючего. С этого момента началась история службы снабжения горючим.
В 1938 году был создан топливный отдел при Наркомате ВМФ, в 1939 г. – отделение горюче-смазочных материалов при управлении материально-технического снабжения ВВС.
Где готовили кадры для службы снабжения горючим
Перед вновь созданной службой встали серьезные задачи. Нужно было завершить организационное оформление самой службы, подобрать и подготовить кадры специалистов. В соответствии с указаниями партии и правительства в короткие сроки была определена система снабжения горючим Красной Армии, начато строительство и развертывание войсковых и окружных складов горючего, организован контроль за правильным хранением, применением и экономным расходованием горючего. Для укрепления кадрами вновь созданной службы в 1939 году при Академии механизации и моторизации РККА был сформирован факультет для подготовки специалистов службы снабжения горючим с высшим образованием. Кроме того в 1-м Саратовском танковом училище с 1939 года стали готовиться техники по службе снабжения горючим, предназначенные для укомплектования бронетанковых частей, лабораторий и военных складов горючего.
В том же году при 1-м Ленинградском авиационно-техническом училище был сформирован батальон курсантов. Выпускники этого училища получали специальность «техник по ГСМ».