Тормозная жидкость БСК |
Тормозная жидкость "Роса ДОТ-4", "Роса-3" и "Роса"
Тормозные жидкости "Роса ДОТ-4", "Роса-3" и "Роса" (ТУ 2451-004-10488057-94) - высокотемпературные жидкости, представляющие собой композиции на основе борсодержащего полиэфира, содержат антиокислительные и антикоррозионные присадки.
Жидкости "Роса" и "Роса-3" отличаются от жидкости "Роса ДОТ-4" наличием в составе различных пластификаторов, однако из-за отсутствия сырья эти марки практически не выпускают. Жидкости имеют высокие значения температуры кипения (260 °С) и температуры кипения "увлажненной" жидкости (165 °С). Тормозные жидкости работоспособны в диапазоне температур окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяются в тормозных системах современных грузовых и легковых автомобилей, в том числе переднеприводных автомобилей ВАЗ.
Совместимы с тормозными жидкостями "Томь" и "Нева" в любых соотношениях. Срок службы - 3 года.
Гидротормозная жидкость БСК
Гидротормозная жидкость БСК (ТУ 6-101533-75) - смесь равных частей касторового масла и бутанола с добавлением красителя. За счет органического красителя окрашена в оранжево-красный цвет, обладает очень хорошими противоизносными свойствами, инертна к резинотехническим изделиям, ядовита. В области отрицательных температур обладает крутой вязкостно-температурной кривой. При длительном воздействии на жидкость температур ниже 20 град. наблюдается интенсивное вымерзание касторового масла, что может привести к нарушениям в работе гидроприводов. Гидротормозная жидкость БСК работоспособна при температуре окружающего воздуха от -20 до +30 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением автомобилей ВАЗ.
Спиртокасторовые смеси характеризуются повышенной испаряемостью. В настоящее время они находят ограниченное применение.
Характеристики тормозных жидкостей
В данной таблице показаны характеристики тормозных жидкостей БСК , "Роса ДОТ-4", "Роса-3" и "Роса"
Показатели "Нева" "Томь" "Роса", "Роса-3", БСК
"Роса ДОТ-4"
Внешний вид Прозрачная однородная жидкость от Прозрачная
светло-желтого до темно-желтого цвета однородная
без осадка. Допускается слабая опалесценция жидкость оранжево- красного цвета
Кинематическая вязкость,
мм2/с, при температуре:
50 °С, не менее 5,0 5,0 5,0 9,0
100 °С, не менее 2,0 2,0 2,0 -
-40 °С, не более 1500 1500 1450 2500
Низкотемпературные
свойства: внешний вид
после выдержки
(6 ч, -50 °С) Прозрачная жидкость без расслоения и осадка
Время прохождения пузырька
воздуха через слой жидкости
при опрокидывании сосуда,
с, не более 35 35 8 -
Температура кипения, °С,
не ниже 195 220 260 115
Температура кипения
"увлажненной" жидкости,
не менее 138 155 165 110
Содержание механических
примесей, % Отсутствие
pH 7,0-11,5 7,0-11,5 7,5-9,0 >=6
Взаимодействие с металлами:
изменение массы пластинок,
мг/см2, не более белая жесть 0,1 0,1 0,1 0,2
сталь 10 0,1 0,1 0,1 0,2
алюминиевый сплав Д-16 0,1 0,1 0,1 0,1
чугун СЧ 18 0,1 0,08 0,1 0,2
латунь Л62 0,4 0,1 0,2 0,4
медь М1 0,4 0,2 0,2 0,4
Воздействие на резину, %:
изменение объема резины
марки 7-2462 при 70 °С 2-10 2-10 2-10 5-10
то же, марки 51-1524 при
120 °С 2-8 2-10 2-10 -
изменение предела прочности
резины марки 51-1524, %,
не более 20 18 25 -
Примечание. Тормозная жидкость "Нева", тормозная жидкость"Томь", тормозная жидкость"Роса" и ее модификации совместимы, их смешивание между собой возможно в любых соотношениях. Смешивание указанных жидкостей с тормозной жидкостью БСК недопустимо.
Для автомобилей, эксплуатируемых в районах Крайнего Севера, необходима специальная жидкость, у которой кинематическая вязкость при -55 °С должна быть не менее 1500 мм2/с. Как вариант практикуется разбавление тормозных жидкостей "Нева" и "Томь" 18-20 % (маc. доля) этиловым спиртом. Такая смесь работоспособна до -60 °С, однако имеет низкую температуру кипения и не обеспечивает герметичности резиновых уплотнений. Поэтому разбавление тормозной жидкости спиртом - вынужденная мера, и по окончании зимней эксплуатации такую смесь следует заменить.
Зарубежными аналогами жидкостей "Нева" и "Томь" являются тормозные жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205 °С, а аналогами тормозной жидкости "Роса" - тормозная жидкость ДОТ-4 с температурой кипения более 230 °С.