Как экономить топливо |
Сокращение потерь топлива при перевозке, хранении и выдаче
При бережном отношении к топливу, четкой организации работ по его сливу и наливу, перевозке, хранению и выдаче потери топлива можно значительно сократить. Потери топлива от утечек и разливов обычно происходят в местах неплотного соединения труб, рукавов, задвижек, в результате перелива топлива при заполнении резервуаров, автотопливозаправщиков, автоцистерн, бочек, канистр, баков машин, налива топлива в неисправные средства хранения, выплеск топлива через неплотно закрытые люки при движении автотопливозаправщиков и автоцистерн или через горловину бочек, если в пробках не поставлены прокладки.
Потери топлива от утечек могут быть значительными. Так, при утечке топлива со скоростью две капли в секунду потери его могут достигать 1300-1500 кг в год, а при временных струйных течениях - до 2500 кг в год.
Для сокращения потерь топлива ответственные лица обязаны систематически проверять исправность резервуаров и тары, прокладки на горловине, фланцах, а также набивку сальников в запорной арматуре, своевременно устранять неисправности. Нельзя допускать налив топлива в поврежденные резервуары и тару, переполнять тару при заполнении.
Как экономить топливо при перевозках
При перевозках топлива в таре по железной дороге и автомобильным транспортом необходимо следить за тем, чтобы тара была исправна, закрыта пробками вверху и надежно закреплена, а горловина была плотно закрыта пробками с прокладками.
Как сократить потери топлива от испарения
Потери топлива от испарения на первый взгляд кажутся незначительными. В действительности испарение является основной причиной его количественных потерь. Чем выше температура топлива, тем больше потери топлива от испарения. При хранении, например, топлива в наземных резервуарах потери его в 1,7 раза больше, чем при хранении в полузаглубленных резервуарах, и в 2,7 раза больше, чем при хранении в заглубленных резервуарах.
При правильной организации работ на складе потери топлива от испарения можно значительно уменьшить. Для этого слив и налив топлива должны быть «закрытой струей»; горловину железнодорожных и автомобильных цистерн необходимо закрывать брезентовыми чехлами; налив топлива в резервуары проводить по рукаву, присоединенном к сливо-наливной трубе, при закрытой крышке, горловины люков резервуаров и наливные отверстия тары плотно закрывать крышками и металлическими пробками с прокладками.
Интенсивность испарения топлива зависит от температуры начала кипения, фракционного состава и упругости паров продукта. Топливо с низкой температурой начала кипения (автомобильные и авиационные бензины) испаряются быстрее топлива, которое имеет высокую температуру начала кипения (дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей).
Вместе с тем автомобильный бензин испаряется интенсивнее авиационного, так как упругость паров автомобильного бензина выше, чем авиационного.
Из бочки с открытой горловиной при температуре наружного воздуха 30 градусов в течение одного часа испаряется до 0,6 л авиационного бензина и около 1 л автомобильного бензина.
При хранении топлива в резервуарах потери от испарения топлива происходят вследствие так называемых «малых» и «больших дыханий». Выход паров топлива из резервуара в атмосферу и поступление воздуха в резервуар из атмосферы, происходящие в результате температурных колебаний наружного воздуха, называются «малым дыханием». «Большое дыхание» резервуара происходит при заполнении и опорожнении резервуара.