масла для авиационных двигателей |
Масло МТ-16П
Масло МТ-16П (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из малосернистых нефтей компаундированием смеси остаточного и дистиллятного компонентов с композицией моющей, антиокислительной, депрессорной и противопенной присадок. С использованием новой, более эффективной композиции присадок уровень эксплуатационных свойств масла МТ-16П превышает требования к маслам группы Б2. Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.
Масла для поршневых двигателей
В поршневых двигателях масла работают в тяжелых условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней, клапанов и других деталей.
Для обеспечения смазывания двигателя в условиях высоких температур, давлений и нагрузок применяют высоковязкие масла, подвергнутые специальной очистке. Такие масла должны иметь высокую смазочную способность, не быть агрессивными к металлам, сплавам и другим конструкционным материалам и обладать достаточной стабильностью к окислению при высоких температурах и в условиях хранения.
Характеристики масел приведены в таблице
Характеристики судовых цилиндровых масел
Показатели МС-14 МС-20
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с, не менее 14,0 20,5
Индекс вязкости, не менее 85 80
Коксуемость, %, не более 0,45 0,29
Содержание селективных растворителей, Отсутствие
водорастворимых
кислот и щелочей,
механических примесей
Температура,°С:
вспышки в открытом тигле, не ниже 215 265
застывания, не выше -30 -18
Термоокислительная стабильность по методу
Температура,°С:
вспышки в открытом тигле, не ниже 215 265
застывания, не выше -30 -18
Термоокислительная стабильность по методу
Папок
при 250 °С,
мин,
не менее 20 18
Масло МС-14 (ГОСТ 21743-76) - масло селективной очистки. Применяют в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов и в качестве базового для некоторых моторных масел и смазок. Масло МС-14 в настоящее время не производится.
Масло МС-20 (ГОСТ 21743-76) – высоковязкое остаточное масло селективной очистки из малосернистых нефтей без присадок (ограничено по ресурсам). Применяют в поршневых двигателях самолетов; регуляторов скоростей дизелей, компрессоров отдельных типов, узлов трасмиссий отдельных видов изделий бронетанковой техники. А также в составе масло-смесей с маслами МС-8, МС-8п (в различных соотношениях) в смазочных системах турбовинтовых двигателей; в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов; для смазывания мотокомпрессоров газо-перекачивающих агрегатов, а также в качестве базового компонента для некоторых моторных масел и смазок.
Высокая вязкость обеспечивает маслу хорошие смазывающие свойства и достаточную стабильность к окислению при высоких температурах. Из-за относительно высокой температуры застывания (минус 18 град.) масло имеет неудовлетворительные низкотемпературные свойства. Масло МС-20С–остаточное масло селективной очистки из сернистых нефтей без присадок. По основным эксплуатационным свойствам и применению аналогично маслу МС-20, имеет несколько худшие консервационные свойства.
В связи с конструктивными особенностями газотурбинных двигателей (ГТД) условия работы смазочных масел в них существенно отличаются от условий работы масел в поршневых двигателях. В отличие от поршневого двигателя смазочное масло в ГТД изолировано от камеры сгорания (зоны горения топлива); кроме того, в наиболее ответственных узлах трения реализуется в основном трение качения, а не скольжения, как в поршневых двигателях (коэффициент трения качения на порядок ниже коэффициента трения скольжения). Вал турбокомпрессора в ГТД хорошо сбалансирован и при большой частоте вращения и больших осевых и радиальных нагрузках работает без резких переменных нагрузок.
Современные газотурбинные двигатели характеризуются жесткими условиями работы: высокие температуры - до 300 °С и выше, большие частоты вращения турбин - 12000-20000 мин-1. Напряженность работы масла в таких условиях эксплуатации ГТД определяется количеством тепла, которое необходимо отвести от поверхностей трения деталей, и при прочих равных условиях характеризуется скоростью прокачивания масла через двигатель.
Температура масла на входе в ГТД колеблется от 20 до 50 °С, а на выходе зависит от теплонапряженности двигателя. В двигателях самолетов, летающих с дозвуковыми скоростями, она не превышает 125 °С, а при скорости полета с числом М = 2 она достигает 200 °С (где М - число Маха, обозначающее скорость, равную скорости звука).
Для тех кто хочет смотреть фильмы на английском и понимать Английский по фильмам
не менее 20 18
Масло МС-14 (ГОСТ 21743-76) - масло селективной очистки. Применяют в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов и в качестве базового для некоторых моторных масел и смазок. Масло МС-14 в настоящее время не производится.
Масло МС-20 (ГОСТ 21743-76) – высоковязкое остаточное масло селективной очистки из малосернистых нефтей без присадок (ограничено по ресурсам). Применяют в поршневых двигателях самолетов; регуляторов скоростей дизелей, компрессоров отдельных типов, узлов трасмиссий отдельных видов изделий бронетанковой техники. А также в составе масло-смесей с маслами МС-8, МС-8п (в различных соотношениях) в смазочных системах турбовинтовых двигателей; в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов; для смазывания мотокомпрессоров газо-перекачивающих агрегатов, а также в качестве базового компонента для некоторых моторных масел и смазок.
Высокая вязкость обеспечивает маслу хорошие смазывающие свойства и достаточную стабильность к окислению при высоких температурах. Из-за относительно высокой температуры застывания (минус 18 град.) масло имеет неудовлетворительные низкотемпературные свойства. Масло МС-20С–остаточное масло селективной очистки из сернистых нефтей без присадок. По основным эксплуатационным свойствам и применению аналогично маслу МС-20, имеет несколько худшие консервационные свойства.
Масла для турбореактивных двигателей
В связи с конструктивными особенностями газотурбинных двигателей (ГТД) условия работы смазочных масел в них существенно отличаются от условий работы масел в поршневых двигателях. В отличие от поршневого двигателя смазочное масло в ГТД изолировано от камеры сгорания (зоны горения топлива); кроме того, в наиболее ответственных узлах трения реализуется в основном трение качения, а не скольжения, как в поршневых двигателях (коэффициент трения качения на порядок ниже коэффициента трения скольжения). Вал турбокомпрессора в ГТД хорошо сбалансирован и при большой частоте вращения и больших осевых и радиальных нагрузках работает без резких переменных нагрузок.
Современные газотурбинные двигатели характеризуются жесткими условиями работы: высокие температуры - до 300 °С и выше, большие частоты вращения турбин - 12000-20000 мин-1. Напряженность работы масла в таких условиях эксплуатации ГТД определяется количеством тепла, которое необходимо отвести от поверхностей трения деталей, и при прочих равных условиях характеризуется скоростью прокачивания масла через двигатель.
Температура масла на входе в ГТД колеблется от 20 до 50 °С, а на выходе зависит от теплонапряженности двигателя. В двигателях самолетов, летающих с дозвуковыми скоростями, она не превышает 125 °С, а при скорости полета с числом М = 2 она достигает 200 °С (где М - число Маха, обозначающее скорость, равную скорости звука).