Снабжение горючим наступательных операций |
Снабжение горючим битвы под Курском
Важнейшим событием летне-осенней кампании 1943 года была битва под Курском. Подготовка к ней началась в мае 1943 года. Основным вопросом, который пришлось решать службе снабжения горючим, было накопление запасов всех видов топлива для обеспечения этой стратегической операции. Наибольшие трудности возникли при накоплении запасов авиационного и автомобильного бензинов. Это обусловливалось развернувшейся подготовкой летного состава ВВС, а также в связи с воздушным сражением на Кубани и проведением воздушных операций по срыву снабженческих и оперативных перевозок противника весной 1943 года. Положение еще более осложнилось, когда фашисткой авиации удалось вывести из строя Саратовский крекинг-завод и уничтожить большое количество автобензина на складах города.
Потери были покрыты за счет дополнительной выработки автобензина на других нефтеперерабатывающих заводах, разбронирования запасов автобензина из мобилизационного резерва.
Большое внимание уделялось экономии горючего и смазочных материалов. Постановление ГКО обязывало командующих войсками фронтов и военных округов, командующих воздушными и резервными армиями планировать свою работу, в том числе и боевые операции, исходя из установленных лимитов на расход горючего. Специальные директивы по экономии горючего, особенно авиационного бензина, давались Ставкой Верховного Главнокомандования. Эти своевременно принятые меры позволили полностью обеспечить действующую армию горючим. Для наступающих танковых армий и соединений создавались необходимые запасы горючего, и обеспечивалась его доставка по воздуху и автотранспортом центра, в том числе и для войск, участвовавших в битве на Курской дуге.
Как проходило обеспечение горючим Белорусской наступательной операции
Белорусская наступательная операция, проведенная в июне-июле 1944 года, имела большую глубину – 600 км, а темп наступления советских войск достигал 35-40 км в сутки. В целях бесперебойного обеспечения войск горючим фронтовые и армейские склады в период подготовки операции были максимально приближены к передовой. Были приведены в готовность перекачивающие средства, сделаны расчеты по транспортировке горючего через реки Березина и Неман, созданы повышенные запасы горючего. Был принят ряд срочных мер по отправке горючего фронтам автотранспортом центра. В ходе наступления для доставки горючего неоднократно использовался воздушный транспорт.
1945 год начался успешным наступлением РККА по всему фронту. Служба снабжения горючим к этому времени имела большой опыт и необходимые ресурсы всех видов горючего. Основная трудность в этот период заключалась в организации и осуществлении своевременного подвоза огромного количества горючего на огромные расстояния. Так, несмотря на сравнительно небольшую глубину Берлинской операции и сжатые сроки ее проведения, в ходе наступления войска трех фронтов израсходовали около 150 тыс. тон всех видов горючего – столько же, сколько за всю Сталинградскую битву.
Служба топливного снабжения Военно-Морского Флота
В период Второй мировой войны успешно справлялись со своими задачами служба топливного снабжения Военно-Морского Флота. Несмотря на значительные потери топлива в первый период войны, служба своевременно и полностью обеспечивала силы флотов, как в самостоятельных действиях, так и в операциях, проводившихся совместно с Сухопутными войсками. За годы войны военно-техническая база флота получила заметное развитие. Резервуарный парк Северного флота за время войны удалось увеличить под мазут в три раза. Улучшилось положение дел и на других флотах. К концу войны возросли резервы всех видов топлива. Личный состав службы топливного снабжения ВМФ в период ведения боевых действий приобрел значительный опыт.