-->

Первый боевой опыт службы снабжения горючим


Первый боевой опыт службы снабжения горючим
Первый боевой опыт службы снабжения горючим




Из истории службы горючего: первый боевой опыт в боевых действиях на Озере Хасан и реке Халгин-Гол, обеспечение горючим в битве под Москвой и во время блокады Ленинграда.



Озеро Хасан и река Халгин-Гол


Практической проверкой боевой готовности службы снабжения горючим явились боевые действия по ликвидации агрессии японских империалистов у озера Хасан и на реке Халгин-Гол. Служба снабжения горючим в целом успешно справилась с поставленными задачами и приобрела ценный боевой опыт, который впоследствии успешно применялся во время второй мировой войны.

Служба снабжения горючим в начале Великой Отечественной войны


С первых дней Великой Отечественной войны сражения с немецко-фашистскими агрессорами развернулись на фронте от Баренцевого до Черного моря. Боевые действия армий характеризовались массовым применением танков, самолетов и другой боевой техники. В этих условиях бесперебойное обеспечение войск горючим приобрело исключительно важное значение. В первые дни войны создалась сложная обстановка. В результате встречных перевозок на железнодорожных узлах и перегонах скопилось около 8500 железнодорожных цистерн с нефтепродуктами, которые подвергались ударам вражеской авиации. Но, несмотря на трудности, обеспеченность действующей армии горючим и смазочными материалами в первые месяцы войны была в целом высокой. Однако вследствие затруднений с подвозом в пределах самих фронтов в войска горючее доставлялось не всегда в срок и в нужном количестве.

Снабжение горючим в битве под Москвой


Осенью и зимой 1941-1942 гг, одной из важнейших задач, поставленных перед службой, было обеспечение горючим войск в битве под Москвой. В ходе оборонительного сражения в целях обеспечения войск фронтов в контрнаступлении Государственный Комитет Обороны поставил задачу создать в районе Москвы десятидневный запас горючего. Значительные запасы горючего были сделаны и во фронтах. Так, например, на Западном фронте они обеспечивали 35-40-суточную работу наземных машин и 10-12-суточную работу авиации.

Битва под Москвой обогатила службу снабжения горючим ценным опытом. Были выработаны основные методы планирования обеспечения войск, установлен более высокий уровень запасов в войсках, осуществлен переход от декадного к месячному планированию обеспечения горючим действующей армии, что позволяло определять более конкретные задания нефтяной промышленности.

Обеспечение горючим осажденного Ленинграда


Одной из самых важных славных героических страниц в летописи Великой Отечественной войны явилось обеспечение горючим осажденного Ленинграда. Еще в августе 1941 года фашистские войска перерезали железнодорожные коммуникации, идущие к городу на Неве. Резко снизились запасы горючего в войсках Ленинградского фронта. Осенью 1941 года уже половина транспортных автомашин была оборудована газогенераторными установками, а часть автомашин вообще не эксплуатировались из-за отсутствия автомобильного бензина. В ноябре 1941 года общие запасы автобензина в осажденном районе снизились до 800 тонн.

Осенью 1941 года была организована доставка горючего в Ленинград по Ладожскому озеру самоходными баржами, а с наступлением ледостава оно подвозилось автотранспортом по «дороге жизни».

2 апреля 1942 года на совещании у члена ГКО А.И.Микояна было принято решение о строительстве трубопровода через Ладожское озеро. В разработке проекта активное участие принимал военный инженер ІІІ ранга В.В.Никитин, в будущем генерал-полковник-инженер начальник Центрального управления ракетного топлива и горючего СССР (ЦУРТГ). Постановлением ГКО на строительство отводилось пятьдесят дней. Завершилось оно за сорок три дня (5 мая – 16 июня 1942 г.). Подводная часть трубопровода была проложена за четырнадцать дней. Ежедневно по трубопроводу поступало до 400 тонн горючего, что позволяло не только удовлетворить текущие нужды фронта и города, но и накопить соответствующие запасы для обеспечения наступательных боевых действий войск при прорыве блокады.

Share