-->

Обеспечение горючим Красной Армии в годы Второй мировой войны

обеспечение горючим
обеспечение горючим


Как происходило обеспечение горючим Красной Армии в годы Второй мировой войны. Роль трубопроводов. Летняя кампания 1942 года. Как преодолевались трудности в обеспечении горючим войск 

Обеспечение горючим Красной Армии. Роль магистральных трубопроводов 


«Ладожский» опыт выявил важную роль магистральных трубопроводов в обеспечении войск горючим. В годы Второй мировой войны трубопроводы прокладывались через Волгу, Дон, Днепр, Дунай и другие водные преграды. На 3-м Украинском фронте до восстановления моста через Днепр был проложен трубопровод длиной 2720 м, по которому горючее подавалось на правый берег. В конце 1944 года из района Плоешти на станцию Рени был проложен в одну линию разборный магистральный трубопровод длиной 225 км и производительностью 40 куб. м/час. 

Для фашистов целью летней кампании 1942 года был захват нефтяных источников и нефтезаводов Кавказа, что осложняло обеспечение горючим РККА. Противник вышел к городу Сталинград, захватил нефтяной район Краснодара и подошел вплотную к Грозненскому нефтяному району. Непосредственная угроза нависла над бакинским нефтяным комплексом. 

Подготовка к обеспечению войск горючим в контрнаступлении под Сталинградом и на Северном Кавказе началась в сентябре 1942 года. Были учтены все запасы нефтепродуктов, имеющиеся на нефтебазах, запланирована отправка горючего с баз Средней Волги, а также из Орска, Перми и Уфы. Кроме того, была осуществлена отгрузка горюче-смазочных материалов из столицы Азербайджана - Баку и Грозного по вновь построенной железной дороге Кизляр-Астрахань. 

Трудности в обеспечении горючим войск 

 
Бассейн Волги подвергался ударам бомбардировочной авиации противника, и перевозки горючего по этому водному пути с августа по ноябрь 1942 года сократились в четыре раза. В те дни основная масса нефтепродуктов с Кавказа доставлялась неудобным и длинным путем – по Каспийскому морю на город Красноводск и далее по железной дороге через столицу Узбекистана, Ташкент в направлении фронтов. Положение осложнялось еще и тем, что значительная часть железнодорожных цистерн осталась на отрезанных нацистами Закавказской и Северо-Кавказской железных дорогах. 

В этот труднейший период важную инициативу проявило Управление снабжения горючим НКО (Народного Комиссариата Обороны), которое предложило организовать доставку автобензина и других горюче-смазочных материалов из Баку и Махачкалы в Гурьев, где предстояло оборудовать перевалочный пункт с морского транспорта на железнодорожный. Это позволяло сократить расстояние подвоза гррючего и смазочных материалов почти в два раза.
За двенадцать дней в районе Гурьева был введен в действие перевалочный пункт горючего. Его производительность постоянно росла и со временем была доведена до 1200 цистерн в сутки. Эти своевременно принятые меры позволили резко увеличить подачу горючего и смазочных материалов войскам. 

Воспоминания генерал-лейтенанта М.И.Кормилицына 


Генерал-лейтенант М.И.Кормилицын, бывший в годы войны Начальником УСГ Красной Армии, в своих воспоминаниях пишет: «В то тяжелое время самоотверженно трудились все специалисты службы снабжения горючим. Приведем лишь один пример, в своем роде, пожалуй, единственный в мировой практике. Когда в Средней Азии не хватало цистерн, их транспортировали туда морем. Для того времени это казалось просто подвигом. Из Баку для Махачкалы цистерны, спущенные без колес на воду и частично заполненные водой для лучшей устойчивости, буксировали по Каспию в Красноводск или Гурьев. Тележки с колесами грузились на пароходы и перевозились в те же пункты. Там снова формировались железнодорожные составы, которые везли горючее на фронт». (Вопросы истории, №12, с.126, 1969 г.).


Share

Отправить комментарий